Екатеринбургский государственный цирк

В верховьях Нила, на одном из пилонов Луксора запечатлено изображение льва фараона Рамзеса II, правящего три тысячи лет назад - это первое историческое свидетельство о прирученном льве. В развалинах храма Абу-Симбел найдено изображение льва, сидящего в колеснице запряженной лошадьми. У Геродота встречаются описания укрощенных нильских крокодилов. А возраст свидетельств древнеиндийской дрессуры насчитывает пять с половиной тысяч лет. На реке Инд найдены гравированные печатки с изображением слонов, выполняющих удивительные трюки. На острове Крит настенная роспись королевского дворца показывает наездников, вольтижирующих на спинах и между рогов скачущих галопом быков. Есть там и канатоходцы, и акробаты, и прыгуны. Эти памятники насчитывают четыре тысячелетия. А вот искусство фокусников, иллюзионистов тщательно охранялось жрецами еще древнего Египта. С его помощью они старались как можно дольше сохранить у зрителей веру в то, что жрецам воистину подвластны потусторонние силы. В Древнем Риме цирком называлась эллипсовидная арена с трибунами, на которых проводились гонки колесниц. В перерывах между заездами выступали акробаты, эквилибристы, дрессировщики, комики и другие артисты. Самый большой цирк Рима вмещал до 50 тысяч зрителей. В средние века по всем странам и континентам передвигались бродячие труппы. О проделках шутов, канатоходцев и дрессировщиках мы можем узнать из знаменитого немецкого плутовского романа «Тиль Уленшпигель», появившегося в 1500 году. Тогда же встречаем описание передвижных балаганов, которые позже стали называться цирк шапито. Основателя первого стационарного цирка считается англичанин Филипп Астлей. В 1772 году в Лондоне он устраивал выступления акробатов на лошадях на просторной круглой площадке, правда не крытой, но огороженной. Зрители размещались на трибунах, в ложах и ярусах, спускавшихся к манежу. Однако лондонская погода требовала крыши для постоянных выступлений. Так возник «Амфитеатр Астлея» - предшественник современного цирка. Такова история нашего искусства. В современных цирках арена, ее еще называют манеж, имеет диаметр 13 метров и обнесена жестким барьером. Окружает ее амфитеатр для зрителей, а сверху обязательно строят высокий сферический купол, необходимый для исполнения номеров воздушной гимнастики и акробатики.

В России цирк, как и везде в Европе, начинался на ярмарочных помостах, в балаганчиках. Радуя толпу аттракционами 

силачей и медвежьими плясками, шумели пасхальные ярмарки от Минска до Казани, от Нижнего Новгорода до Урала и Сибири. 

Но сегодня мы будем говорить о Екатеринбургском цирке. 
Многие известные деятели циркового искусства и антрепренеры оставили свой заметный след в истории развития цирка в нашем городе. И так…

Екатеринбургский госцирк.
Первые сведения о цирке г.Екатеринбурга (с 1924 - Свердловск) относится к нач. 30-х гг. 19в. Бродячие цирковые артисты давали свои представления в парках, на базарах и площадях города. Первый стационарный цирк на 900 мест построили в 1883 на Дровяной площади. Строил его Максимилиано Труцци - выдающийся мастер циркового искусства, приехавший с семьей из Италии. Семья располагала большой программой: наездничество во всех видах, икарийские игры, пантомима. В 1886 в цирке шла программа М.Боровского. В 1903 в Екатеринбург приехал в составе труппы знаменитый акробат И.Е.Сосин - первый исполнитель двойного сальто-мортале в партере. В 1907 И.П. Сайковский впервые в Екатеринбурге организовал матчи французской борьбы. В ноябре 1909 открылся заново построенный цирк-театр антрепренера Э.А.Стрепетова. Помимо манежа, он имел сцену, на которой выступали артисты оперетты, капелла русской песни и театр лилипутов, показывались первые сеансы кино. В 1911 состоялся "дамский чемпионат французской борьбы". В 1912 пожар уничтожил здание. На его месте построили театр оперы и балета. Цирку отвели место на площади, на пересечении Главного проспекта (пр. Ленина) и ул. Московской. В 1916 для организации чемпионатов французской борьбы в город прибыл И.В.Лебедев. Он способствовал превращению цирковой борьбы в театрализованное зрелище: ввел парад борцов, музыкальное сопровождение. В 1918г, в помещении цирка - шапито, Г.В.Александровым была поставлена пьеса Маяковского «Мистерия - буфф». В начале 20-х гг. небольшие частные труппы и трудовые коллективы давали представления в центре города и на территории Уралмаша. В 1921 организовался коллектив артистов "Колларт". Летом 1930 года был построен стационарный цирк на Хлебной площади, ему было присвоено звание государственного. В 1933 он переехал в добротное здание на ул. Куйбышева, в котором конструктор К.Безухов удачно применил для купола деревянные фермы (1935). В 1976 цирк сгорел. В 1980 на углу ул. Куйбышева и 8 Марта открылось новое здание цирка, приспособленное для сложнейших постановок (арх. Ю.Л.Шварцбрейм, М.Ф.Коробов, конструкторы Е.П.Песков, Р.М.Иванова, инженер Никитин). Цирк имеет более 2500 мест, основной и репетиционный манежи, рядом - «Дом артистов цирка» - гостиница. Екатеринбургский цирк по конструкции считается лучшим в Европе. Цирк неоднократно занимал первые места по всем показателям среди сорока цирков России на Всероссийских смотрах на лучшие детские спектакли и программы.

Первым директором нового свердловского цирка стал Феликс Феликсович Лейцингер. Профессиональный строитель. В 1978 г. ему предложили достраивать свердловский цирк. Был уже возведен фундамент. Проект разрабатывал Центральный Проектный Институт Строительства Зрелищных и Спортивных сооружений. Имея опыт цирковой специфики (полученный в Тагильском цирке), Феликс Феликсович внес более ста шестидесяти замечаний, которые были учтены при постройке. К концу 1979 года цирк был построен. Это уникальное, грандиозное здание. В мире всего два таких купола как наш. Один построен в Бразилии архитектором Немейером. Уникальность заключается в несущем внешнем куполе, который через систему металлических тяг держит внутренний - рабочий купол. Надо сказать, что практически все крупные предприятия города приняли участие в строительстве цирка. Потом встал вопрос о наборе штата сотрудников. Пришлось нелегко. В день приходило устраиваться на работу по сорок - пятьдесят человек. По воспоминаниям первого директора, благодаря тщательному отбору, коллектив сложился отличный, одна команда. А артисты?! Если в театрах актеры привязаны к своему адресу, то цирковые - это особый, кочевой народ, требующий деликатного отношения. Им нужно создавать условия для проживания, быта. Нужно чтобы они чувствовали себя как дома и ничего не отвлекало их от полноценной работы. Для этого Ф.Ф. Лейцингер ввел в штат цирка воспитателя, открыл детскую комнату с игрушками, книгами. Открыли хорошую столовую, где можно было заказать даже блюда национальной кухни. Вообще цирк это огромное хозяйство, за которым нужен глаз да глаз. В разное время его возглавляли Р.Гамсахурдия, Д.О.Млинарис, Н.И.Слаутин, Ф.Ф.Лейцингер, Б.А. Николаев, Е.В.Живов 1983-1993, и с января 1994 директор и художественный руководитель - Народный артист России А.П.Марчевский.

1981 - Постановка программы «Новогодний переполох» - первый новогодний спектакль в Ек. Цирке. Постановка Э. Пудлеса и студента ГИТТИСа С.Максимова На Всесоюзный смотр детских новогодних представлений было выдвинуто 34 спектакля, из которых было награждено почетной грамотой Союз - госцирка - 9, в том числе и наш.

24 -25 октября 1981г - Впервые выступление лучших цирковых коллективов города и области. Участвовали Дворцы культуры им. Лаврова, им. 60-ти летия Октября, Уралмашзавода, Дворец пионеров г.Краснотурьинска, группы из г.Качканара, коллектив «Романтика» Металлургического завода г.Алапаевска.
В разное время на манеже Екатеринбургского Цирка выступали:

Коллектив Грузии п/р О. Ратиани, Медвежий цирк Филатова, аттракцион «Русская березка» п/р Народного артиста РСФСР Ермолаева, О. Борисова и 15 львов в программе «Девушка среди львов», «Тайна магии» - Ю. Авьерино, «Весенний калейдоскоп» Слоны и танцовщицы А. Корнилова, «Морские животные» В. Тимченко, а также 80 животных с 5 континентов, Запашные Вальтер и Мстислав, Эмиль Кио и другие.

С 1994 г. в Екатеринбургском цирке проходят эстрадные концерты и шоу, работают артисты драматических и музыкальных театров. Так в нашем цирке гастролировал московский театр со спектаклем «Гамлет» в постановке П. Штайна, а летом 2001 г. здесь была поставлена оперетта И.Кальмана «Принцесса цирка» совместно с артистами свердловского театра Музыкальной комедии. Здесь проводят свои юбилеи и праздники многие предприятия нашего города и области. Екатеринбургский государственный цирк выпустил и свой цирковой коллектив «Уральская шкатулка», который сейчас с успехом гастролирует по всей России. И сейчас, на пороге своего 25-летия, коллектив Екатеринбургского государственного цирка продолжает работать над тем, чтобы как можно больше детей и взрослых приходило к нам на представления.

 

Все права защинены
Сделано в Тайной комнате