Владислав Бернадский

Каждый артист цирка должен быть готов к ежедневному риску

Владислав Бернадский, Заместитель директора по творческому развитию ГККП "Столичный цирк".

В декабре прошлого года Столичному цирку исполнилось 10 лет.

Несмотря на молодой возраст, Столичный цирк успел завоевать любовь жителей Казахстана и стать ведущим цирком страны. Оно и немудрено – при создании цирка в него перешли лучшие представители старого Алматинского цирка, составив первоначальный костяк. Есть у цирка и своя визитная карточка – это международный фестиваль "Эхо Азии", на который ежегодно съезжаются лучшие мастера циркового искусства из разных стран. Заместитель директора Столичного цирка Владислав Бернадский рассказал корреспонденту Kazpravda.kz о непростой, но интересной жизни цирковых артистов.

– Владислав, у каждого цирка есть своя отличительная особенность. В чем заключается "фишка" вашего цирка?

– Именно в нашем цирке на территории Казахстана проводятся все международные мероприятия, цель которых заключается в том, чтобы популяризировать именно наше национальное цирковое искусство в мировом масштабе. Мы приглашаем коллег из ближнего и дальнего зарубежья, соответственно, проводим переговоры и пытаемся отправить наших артистов на гастроли в другие страны. На данный момент наши артисты гастролируют в Америке, в Индонезии, в Китае, скоро они уезжают в Испанию и в дальнейшем поедут в Италию.

Все это говорит о том, что "фишка" нашего цирка заключается в том, что благодаря проводимым нами международным мероприятиям казахстанские артисты имеют возможность выступать за рубежом. Откровенно говоря, штат Столичного цирка сформирован на базе старого Алматинского цирка. Те артисты, которые стояли у истоков формирования Столичного цирка, проделали огромную работу, за что мы им очень благодарны. Эта работа сейчас продолжается и новыми артистами, которые приходят к нам и становятся настоящими профессионалами, доказывая свое мастерство выступлениями на международном уровне. 

– К вам регулярно приезжают лучшие представители международного циркового искусства. Расскажите более детально о специфике подобного сотрудничества.

– Мы тесно сотрудничаем с цирками, расположенными на постсоветском пространстве. Это – российские, украинские, белорусские, кыргызстанские, узбекистанские, туркменистанские цирки. С этого года мы начинаем тесно работать с венгерским цирком, на фестивале "Эхо Азии" присутствовал директор этого цирка. Мы планируем отправить наш первый цирковой номер для участия в международной венгерской цирковой программе уже в сентябре этого года. Это станет первым шагом, который позволит нам выйти на европейский рынок. Это необходимо нам для обмена опытом и артистами.

Надо отметить, мы очень тесно сотрудничаем с Китаем в области циркового искусства уже на протяжении 5 лет. Сегодня на гастролях в Китае находится порядка 50% творческого состава нашего цирка. Это сотрудничество имеет под собой долгосрочную основу. Артисты Столичного цирка выступают в Китае и завоевывают там престижные награды. Мы будем продолжать эту практику, сейчас мы готовим новые номера, которые наши артисты будут в дальнейшем представлять на китайских цирковых площадках. 

Что касается цирков на постсоветском пространстве, мы хотим организовать гастроли Казахской национальной цирковой программы по циркам России, Беларуси и Украины. В этом направлении мы будем работать совместно с нашими коллегами из Алматинского и Шымкентского цирков. Эта программа должна быть качественно подготовлена, мы должны ввести в нее лучших артистов нашей страны, для чего нам необходимо объединить свои ресурсы. В данный момент мы ведем переговоры для того, чтобы нам дали какие-то площадки на территории России и Беларуси. 

Мы ведем переговоры и с нашими туркменскими коллегами, чтобы составить обширный гастрольный маршрут. В основу этой программы ляжет национальный казахский колорит и самобытность именно казахстанского циркового искусства. Каждый цирк в Казахстане подчиняется акиматам своих городов, тем не менее мы очень тесно сотрудничаем. Это сотрудничество в первую очередь направлено на то, чтобы обеспечить гастроли различных цирковых программ на территории Казахстана. Ведь к нам с различными программами приезжают артисты из Украины, России, Белаурси. Совместно с другими казахстанскими цирками мы отрабатываем маршруты этих программ, пытаясь для наших зрителей подобрать более качественные программы. 

– Любители циркового искусства, несомненно, часто посещают арену цирка, поэтому их необходимо постоянно чем-то удивлять. Как часто обновляется ваша цирковая программа? 

– Специфика цирка заключается в непрерывных гастролях. Для того чтобы зритель постоянно мог видеть новые номера и новых артистов и их постановки, у нас функционирует конвейер по гастролям цирковых программ. То есть одна цирковая программа переезжает на другие площадки, а на ее место приходит иная. И этот круг цикличен, он позволяет нам регулярно поддерживать разнообразие нашего репертуара. 

– Каким образом вы работаете с молодежью? Где вы находите молодых артистов для своих выступлений?

– У нас функционирует Эстрадно-цирковой колледж, на базе которого готовят артистов со средним образованием. Ежегодно мы просматриваем ребят из колледжа, понравившихся выпускников мы приглашаем к себе. Как правило, у них уже имеются свои номера. По их приходу в цирк мы привлекаем к работе с ними наших режиссеров, начинаем создавать постановки, шить костюмы и дорабатываем их номер до совершенства.

– Кто занимается их обучением?

– Обучение они проходят еще на стадии колледжа, где преподавателями являются наши цирковые корифеи, которые работают в таких направлениях, как гимнастика, акробатика, клоунада. Сейчас у нас имеются определенные проблемы с дрессурой, но наши артисты стараются перенять мастерство у своих коллег, поэтому этот жанр у нас также развивается. В нашем репертуаре есть экзотические номера со львами, также у нас есть дрессированные верблюды, лошади, пони, собаки. На репетиционный период мы поставили еще два номера с животными – это обезьяны и медведи. После того как эти номера будут готовы, мы сможем создать полноценную цирковую программу с животными на базе артистов Столичного цирка для гастролей как по Казахстану, так и за его пределами. 

– Существует ли в области циркового искусства практика привлечения "легионеров" аналогично футбольным и хоккейным командам?

– Конечно. На самом деле, все это начинается еще с момента выпуска студентов. На каждый выпуск приезжаем мы и наши коллеги из Алматинского и Шымкентского цирков. Задача каждого цирка – забрать наиболее подготовленных студентов. Конкуренция есть, но в любом случае это все проходит в виде дружественных переговоров. Каждый цирк предлагает свои условия, и студент, выбрав для себя наиболее подходящий формат, сам определяет место своей работы. Говоря о предлагаемых условиях, мы предоставляем место проживания, что является одним из ключевых факторов – у нас есть общежитие. Кроме того, мы предоставляем и репетиционные условия, в том числе и режиссерскую помощь. 

– Давайте вернемся к разговору о животных, которые также являются полноценными артистами цирка. Какие животные есть в вашем цирке и как часто вам приходится их заменять?

– Отличие цирка от других видов искусства – это отсутствие возможности часто менять постановки. Цирковое искусство основано, в первую очередь, на физических данных и физиологических особенностях. Поэтому, чтобы номер стал высокопрофессиональным, артисту необходимо репетировать на протяжении многих лет. В свою очередь высокий профессионализм замечается другими цирками, и он с этим номером начинает выступать по всему миру. Именно поэтому поставить другой номер сложно, на это нужны годы. 

То же самое касается и дрессированных животных. Как вы правильно заметили, животные – это тоже артисты. Поэтому замена животных также производится заранее. Каждый дрессировщик чувствует своих животных, они для него являются своего рода детьми. Они фактически живут вместе. Дрессировщик, как правило, чувствует, когда нужно "выводить" животное из номера. И он заранее начинает воспитывать другого зверя, чтобы предварительно подготовить замену. Этот переход должен быть плавным, поскольку невозможно в короткий период осуществить замену. 

– Всем известно, что цирковое искусство является одним из самых ярких, увлекательных и в то же время опасных родов деятельности культуры. За прошедшие десять лет случались ли какие-либо инциденты или несчастные случаи в Столичном цирке?

– Слава Богу, эта участь нас миновала. Серьезных инцидентов подобного характера у нас не было. Однако если обратиться к мировой практике, артисты цирка гибнут каждый год. Это относится как к дрессировщикам, которые работают с хищниками, так и к гимнастам и акробатам, выполняющим трюки без страховки. Они падают, "ломаются", становятся инвалидами. К сожалению, это обыденное для цирка дело. Каждый артист, приходя в цирк, изначально должен быть готов к возможным последствиям. 

– Расскажите о рабочем графике цирковых артистов. Бывают ли у них отпуск или выходные?

– Выходных дней фактически нет. У каждого артиста есть свой репетиционный график. Артисты до трех раз в день проводят репетиции, постоянно занимаются и оттачивают свое мастерство. Единственное время для отдыха – это отпуск. Он предоставляется артистам ежегодно в промежутки между гастролями. 

– Какова система оплаты цирковых артистов? Они получают ежемесячную зарплату или гонорары?

– Наши артисты получают зарплату, установленную государством. При выезде на гастроли, конечно, артисты получают гонорары, но они покрывают только дорожные расходы. 

– Получается, выбор цирковыми артистами своей профессии упирается в только в призвание?

– Да. Здесь нет никакой финансовой выгоды, только исключительно горячее желание быть цирковым артистом. 

– В таком случае, не пытались ли у вас переманить ваших артистов при помощи лучших финансовых условий?

– В этом нет смысла. Достаточно пригласить артиста для какого-то выступления, организовать для него гастроли, он спокойно выйдет, выступит и вернется назад. На самом деле, существует такая практика. Те артисты, которые интересуют нас, интересны нам не как штатные работники. Для этого у нас есть свои артисты. 

– Опишите главное качество, которое необходимо для того, чтобы стать цирковым артистом?

– В первую очередь, это – любовь к цирковому искусству. Каждый артист цирка, на самом деле, фанат своего дела. Это – человек, который отдает самого себя своему искусству. Это особенность всех артистов. Стать цирковым артистом может не каждый. Все-таки, это должно быть заложено где-то глубоко в душе. Поэтому цирк является самобытным искусством.

 

Автор: Азамат Сыздыкбаев

 

 

Источник:  http://www.kazpravda.kz/interviews/view/kazhdii-artist-tsirka-dolzhen-bit-gotov-k-ezhednevnomu-risku/
Все права защинены
Сделано в Тайной комнате